15 августа — 6 сентября 2020 года

Светлана Львовна Павлютина

(Член Международного Художественного Фонда
и Творческого объединения художников «Родники»)

Персональная выставка в Доме творчества МСХ в Тарусе

Живопись, графика

«Рисуй без правил… Постигай непостижимое, иначе какой

смысл? Иначе – только ловкость рук» (С. Павлютина)

 

Сопутствующее творчество:

«Ну, что можно сказать обо мне? Только то, что я есть не смогу, когда у меня нет под рукой фотика . Моя  задача — запечатлевать мгновения жизни…» (С. Павлютина).

Фотографирует (мыльницей и телефоном) то, мимо чего многие проходят не замечая, фотографии выставляет, постоянно публикует новые фотографии в соц — сетях, благодарные зрители её любят, называют «мастером фото».

«Рассказы у меня небольшие и только о том, что знаю» (С. Павютина)

Публикуется, пишет нескучным, живым, образным языком миниатюры в прозе, они  одновременно увлекательно – занимательные и драматичные, найти их можно в интернете, начнешь читать – не оторвешься, перечитаешь снова – почувствуешь  глубину переживаний талантливого автора, некоторые  миниатюры автобиографичные, вместе образуют мозаику непростой жизни самой Светланы.

 

Родилась С. Павлютина 28 сентября 1959 года на Среднем Урале в городе Свердловске, СССР (теперь – г. Екатеринбург).

1961–1976 годы жила  за северным полярным кругом – на улице Пионерской в г. Воркута Коми АССР. Детские впечатления будущей художницы самые разные – о молодых и красивых родителях, о не очень гуманных некоторых воспитателях детского сада, разные воспоминания: «Девочки повязывали целлулоидному пупсу носовой платочек на лысину. Я громила их кукольные мирки. Любила из снега делать пистолеты. Прыгать с сараев в сугробы. А когда приходила домой, долго колом  стояла в прихожей, оттаивала. Любила барахтаться в северных снегах, как в перинах, и глядеть в чёрное небо, по которому проносилось северное сияние… Еще в детстве нарисовала серый квадрат. Это шоссе, я объясняла. А где машины? Они уже уехали!» Обостренно чувствующая с раннего возраста, вынужденная терпеть и слушаться, маленькая непокорная Света очень долго не хотела становиться девочкой «как все», быть «миленькой, хорошенькой» не входило в её планы, она вела немного «дикий» образ жизни, одновременно всегда хотела стать художником, об этом позднее шутливо вспоминала так: «В третьем классе я нарисовала карикатуру на драчуна Молчановского — с огромными кулаками. После он подошёл и сунул мне эти кулаки под нос. Я поняла, что карикатура удалась и что я буду художником». 

В школьные годы увлечения Светы рисованием, литературой, классической музыкой (особенно, Д. Шостаковичем) родителями не приветствовались, они прочили ей будущее медицинского работника, поэтому в детской студии ей удалось поучиться всего лишь один месяц, но всё же занятия стали для неё  запоминающимся, ярким событием в жизни.

 

«Училась на воспитателя широкого профиля… во время практики была застигнута врасплох педагогом по методике воспитания: пускала бумажные самолётики и мыльные пузыри… Методичка меня недолюбливала. А я вырезала из «Огонька» репродукцию картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы» и подарила ей. «Вот чем вам надо заниматься», — сказала она./ «Через Альпы переходить?»/«Рисовать!» (С. Павлютина)

1976–1978 годы – учеба в педагогическом училище г. Ленинграда, СССР (теперь г. Санкт – Петербург). С малышами она ладила, была и есть близка детям, ей понятен и дорог их мир, отсюда в её характере и творчестве – искренность и доброта, не утраченная в тяжести буден редкая способность к со – переживанию, щедрость, обидчивость и отходчивость: «До чего же я похожа на своих детей! Вся в них пошла… Так же выскакиваю на улицу в новом наряде — чтобы все меня видели! Обожаю весеннюю грязь! Мне так же, как и сыну, интересно, какая из луж самая глубокая?… Какое удовольствие писать на запотевших стёклах, из кляксы на столе выводить человечка, играть с Барсиком, любить огромную дворнягу по кличке Малыш — всюду, всюду узнавать своё родство с детьми! Ходить по полу босиком, а не в тапочках, есть всё без хлеба, гонять на велике, … без конца крутить магнитофон, получать письма, рисовать только яркими красками…» (С.Павлютина)

1980–1982 годы училась на  отделении художественной резьбы по дереву СПТУ №16  г. Таруса.

«Занялась живописью, стала свободным художником.» (С.Павлютина).

С 1987 г. — в г.Тарусе Калужской области живет на улице Комсомольской. Постоянно пишет небольшие картины маслом: дома, улицы, дворы и полисадники Тарусы, пейзажи, начала получать «вознаграждение» за свой непростой труд художника: появились и сохраняются в настоящее время вдохновляющие связи, активное общение с поклонниками её  живописи и графики, с художниками, коллекционерами, зарубежными гостями. Друзья  и знакомые  приезжают к Светлане погостить, побеседовать и целенаправленно – за новыми картинами любимой художницы. В настоящее время среди зрителей, читателей ещё и большая  он — лайн аудитория, множество почитателей её талантов со всего света, их поддержка, отклики очень важны для Светланы. Она с ними делится: «О! Я поняла чего хочу! Я люблю зеленые дворы провинции, где на дворах трава, а на траве дрова. Ладно, пусть дров не будет, так пройдемся… по траве этой мягкой. И чтоб там сиживало выброшенное кресло. И чтоб собака была. И какая-нибудь бабушка со сварливым характером, но грустными глазами, пасла не козу, а вот эту собаку круглую и кричала:»Куда пошла на дорогу?!» И чтобы росли мальвы, ну ладно, пусть лилии. Взять нехилый холст, чтоб все поместились и даже часть кошки, взять и нарисовать!.. Я рядышком дворик облюбовала!».

1995 г.  — получила диплом «ЗНУИ»: Заочный Народный Университет Искусств, факультет изобразительного искусства, отделение станковой живописи и графики.

«Кем я только не трудилась, и всё же я стала художником!» (С.Павлютина)

В разные годы С. Павлютина работала по специальностям: воспитателем и няней в детских садах, секретарём – машинисткой в Райсовете, кассиром в краеведческом музее, санитаркой в терапии ЦРБ.

1994 – 1997 годы – работала корреспондентом газеты «Октябрь», г. Таруса

C 2000 — х годов участвует в пленэрах, в групповых городских и областных  выставках: «Мир наших увлечений» (в Музейно — краеведческом центре Дом Поздняковых (МКЦДП) в Тарусе) , «Тарусский художник» — ежегодные выставки в Тарусской картинной галерее (по 2017 г.), «Мусатовская осень» (2005, 2006, 2018), «Художники Тарусы» в Москве (2013, ВЗ Газпром трансгаз), ВЗ «Выхино» в Москве и др.

«Когда меня спрашивают ученики — как рисовать деревья, я отвечаю:»Дерево не знает правил, растет — как хочет. И ты рисуй без правил.» Постигать непостижимое, иначе какой смысл? Иначе только ловкость рук… Многие пририсовывают кошечек и собачек — для умиления публики. А я, как тот акын, что вижу, о том и пою. Если кошка убежала, я не буду ее рисовать…» (С.Павлютина)   

2003 – 2014 годы преподавала живопись и рисунок в ДХШ г. Таруса

2020 г/ – участвовала в групповой выставке в Доме творчества МСХ, г. Таруса

Персональные выставки: 2000, 2001 годы  — в МКЦДП, г.Таруса

Работы С.Павлютиной находятся: в Музейно-краеведческом центре Дом Поздняковых (МКЦДП) в Тарусе, в коллекции Ю. Башмета, в частных коллекциях России, Америки, Франции, Германии, Японии и др.

Дети Светланы выросли (их портреты 90 – х годов есть на выставке) – сын Андрей переехал в С – Петербург. Дочь – Наталья Гимбатова  замужем, живет с семьёй в Тарусе, закончила МГУТУ им. К.Г.Разумовского (дизайн и конструирование одежды) на выставке представлены некоторые её работы. Давно уже квартира Светы на первом этаже  превратилась в мастерскую, едва проснувшись, она начинает работать, заниматься живописью для неё – необходимость естественная, как дыхание. Правда, не всегда хватает освещения: «Иногда у меня бывает солнечно, каких-то два волшебных часа вечернего солнца. Я — ловец света, ловлю этот естественный роскошный свет и выхватываю им то стакан с нарциссом, то банку с ромашками. Зимой выхватываю что попало, а иногда просто щурюсь на солнышке. Вот этот заветный солнечный час!» (С.Павлютина)

Творчество  художника С.Павлютиной  сформировалось и успешно состоялось благодаря  самообразованию, самостоятельному каждодневному труду, у неё своя  манера, узнаваемый почерк, живопись её хороша своей непредсказуемостью, спонтанностью, нервом цвето — световых высказываний, колористическим богатством, характерностью собственных форм и композиций. Некоторые, наиболее сложные её работы, можно отнести к области «искусства посторонних» (аутсайдер – арт: способность погружаться в своё, индивидуальное), другие (наиболее теплые и трогательные) – к наивному искусству; по мнению профессионалов, есть у неё и «шедевры нонконформизма». На выставке представлено около 70 работ разных лет: с начала 90 – х по 2020 годы из личной коллекции автора и из частных коллекций, прибывшие из разных мест специально для этой выставки. Зрители могут отметить эволюцию творчества, некоторые изменения от простых к более сложным и масштабным работам. При подготовке к нынешней выставке Светлана успешно освоила непривычные для неё большие метровые форматы холстов, написала чудесные натюрморты, композиционную картину с внучкой Лией. На выставке  в папках можно перелистать и графику С.Павлютиной: автопортреты, акварели, рисунки разных лет, в том числе работы карикатурного характера, рисунки с домашними любимцами: таксой и котами, шаржи (и на саму себя, чем Светлана особенно гордится). Желание веселить, забавлять – в её характере, с ней не скучно, пряча за улыбкой все свои тяготы человека (замечу, весьма ранимого) и художника (восприимчивого), она в целом всеми видами собственного творчества (включая прозу и фотографию) — оборачивается к нам только светлой стороной!

«Вообще-то, я всегда хотела рисовать по-человечески и чтоб похоже. Но у меня выходило по-моему…», — пишет о собственных муках творчества Светлана, а судя по отзывам с выставок, зрители не замечают её «семь потов» (так и должно быть!), они видят «… то чудо, когда сбивающие с толку пятна цвета неправильной формы встают на свои места и оживают перед глазами то экзальтированной сиренью, то вербой, серебрящейся на фоне старого сруба, то знаменитой тарусской золотой осенью, — пишет о своих впечатлениях программист В. Полякова. — А если приглядеться, то становится ясно, что и напоенный влагой воздух, и грусть собачки, оглянувшейся на нас, передаются всего несколькими взмахами кисти. Это не эскизы и не небрежность. У Светланы – это мгновенная реакция на возникшее чувство. Поэтому все её картины пишутся очень быстро и практически никогда не дорабатываются... она не прикасается к кисти, не имея перед глазами «мотива». Хорошо, если «мотивом» служит натюрморт, или пейзаж «с мягкой погодой». А если нет, то доходит до тепловых ударов и обмороженных рук. Работая, Светлана не ощущает ни зноя, ни мороза. Главное – поймать ускользающую красоту натуры. Пусть эта «натура» меняется каждую минуту – облака закрывают солнце, ветер не даёт покоя листьям, и нет времени подбирать и смешивать краски – но художница наносит их прямо на холст быстрыми мазками, заботясь не столько о деталях, сколько о передаче сиюминутного состояния, об общем впечатлении.»

Наталья Коловершина

искусствовед

«Наивы Южного Урала»
в Музее наивного искусства
Напоминаем, что выставки проходят в «Арт-Измайлово» (Измайловский бульвар, 30; метро Первомайская) до 26 апреля.
19 апреля, в День исторического и культурного наследия Москвы, две бесплатные экскурсии по выставкам проведет их куратор Наталья Коловершина. Начало экскурсий в 13:00 и 16:00.

23 апреля в рамках клубной встречи, там же будет проходить встреча с программой:
1. Обмен мнениями, обсуждения, выступления докладчиков по темам двух выставок «Наивы Южного Урала»: «Зверьё и конницы Исмагила Мухаметжанова» и «Близко-далеко» (групповая выставка авторов – О. Ореховой-Соколовой, Мазуниных, А.Валяаина и А.Свинина)
2. Музыкально-поэтически-фуршетная часть сообща (все участники с приношениями в виде выступлений и угощений)

Поучаствовать в этой встрече по пунктам 1 и 2 могут все заинтересованные лица и организации.

Пишите мне: Наталья Коловершина
e-mail: natko2006@yandex.ru

 

 

11 марта – 26 апреля 2015 года

«Зверьё и конницы Исмагила Мухаметжанова». Наивы Южного Урала

Музей наивного искусства открывает персональную выставку картин  одарённого уральского художника наивиста  -
Исмагила Мухаметжанова.

Москва, Измайловский бульвар, 30 (метро Первомайская)

Открытие выставки 13 марта 2015 года в 17:00 часов

Родился Исмагил Мухаметжанов 15 марта 1928 года в селе Мухаметово, расположенном недалеко от г. Карабаша Челябинской области в бедной большой семье коновозчика. Помогая семье, рано начал подрабатывать пастушком, именно тогда полюбил и сам научился рисовать лошадей огрызками карандашей на клочках бумаги. Ходил  в школу деревни Саксай, хорошо учился только «по рисованию», закончил  четыре класса. В тяжелейшие 40- е военные годы  И.М. вместе со старшей сестрой отправился искать спасения от голода на Уральский автомобильный завод в г. Миасс, где  освоил многие рабочие профессии, «за гроши» был столяром, трубоукладчиком, слесарем, токарем, добросовестным трудом заслужил звание — ветеран труда. В 1980-е годы стал ходить в народную студию художников ДК УралАз, участвовал в коллективных выставках, был отмечен почётными грамотами. В то время появились его знаменитые «исторические»  картины: «Конница Салавата», «Тачанка», « Конница Чапая». С конца 1980- х по 2004 годы И.М. занят созданием больших картин со звериными сюжетами про орлов-хищников, гигантских змей. Ещё, в особенности, он увлечён Африкой, схватками экзотических зверей, о которых он читал в книжках и видел «в телевизоре». Восхищают его своеобразные, искренние, эмоциональные картины с леопардами, разноцветными «зёбрами», забавными обезьяньими стаями и жирафами. К.Г. Богемская в своей  книге-энциклопедии «Наивные художники России» в статье об И.М. отметила: «Сюжеты исторические и экзотические: серия «Про Африку», картины, посвященные Чапаеву. Работы отличаются динамичным экспрессивным рисунком и яркими красками.»
Начиная с 1993 г.  И.М.  участник : выставочных проектов искусствоведа Н.А.Коловершиной «Люботщательное рисование» (наивное искусство и аутсайдер – арт Южного Урала); выставок объединения «М` АРТ»; городских, областных, региональных выставок. Наиболее значимые выставки: в 2003 г. – успешно прошла первая персональная выставка ( Галерея «М`АРТ», г. Миасс);
в 2004 г. – групповая региональная выставка «Вокруг примитива» – Челябинская областная Картинная Галерея (ЧоКГ); в 2013 г. – картина «Конница Салавата» экспонировалась на «ФЕСТНАИВЕ».
Работы И.М. находятся в  частных  коллекциях и в коллекции музея УралАз.
Дополнительная информация:
http://naive-museum.ru/
Контакты:
8 (499) 301-03-48
musnaive@gmail.com

11 марта – 26 апреля 2015

БЛИЗКО – ДАЛЕКО.
Наивы Южного Урала

Музей наивного искусства открывает выставку:
живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство.

Москва, Измайловский бульвар, 30

Открытие выставки: 13 марта в 17:00

Из края голубых озер и гор на выставку в Музей наивного искусства поступили работы в разных техниках: картины-панно (вышивка и флористика) Елизаветы и Елены Мазуниных (г. Чебаркуль); якутские пейзажи Алексея Свинина, вырезанные из липы забавные фигуры и рельефы Альберта Валявина, палеонтологическая серия живописи и графики Ольги Ореховой — Соколовой (г. Миасс).

Имена уральцев — наивистов сначала прозвучали, были представлены в докладе научной конференции ФЕСТНАИВА −2013, а картина — панно «Пиросманическая красавица» сестёр Елены и Светланы Мазуниных (С.Волгушева) в рамках этого международного фестиваля побывала на выставках в Москве, в Литве и Коми (2013-2014 гг).

Предоставила замечательные работы своих земляков искусствовед, художник и коллекционер Наталья Коловершина, которая выросла и работала на Урале: создала в г. Миассе объединение и галерею «М*АРТ», провела много выставок передвижного пунктирного проекта «Люботщательное рисование» (наивное искусство и искусство аутсайдеров Южно — Уральского региона). Выставки с большим успехом проходили в городах и сёлах Урала, в Москве, в Украине , в городах Чехии.

В настоящее время Н.К. живет и работает в Москве, является членом Ассоциации Искусствоведов (АИС), Московского Союза Художников (МСХ). но несколько месяцев в году Н.А по-прежнему оказывает содействие уральским художникам, бывает на выставках в местных галереях, преподает, собирает материалы будущих выставок.

Трудолюбие, отвага и кураж, упорство, живость ума людей из провинции общеизвестны. Творческая деятельность Южно — Уральских художников из городов Челябинской области отразилась в картине художественной жизни Москвы этого сезона — их работы представлены в выставочных залах единственного в России Музея наивного искусства.

Дополнительная информация:
naive-museum.ru
Контакты:
8 (499) 301-03-48
musnaive@gmail.com